Skip to main content
  • Share to or
истории

Российские кинотеатры скоро останутся один на один с российским кинопродуктом Антон Долин — о будущем проката, которое изменилось навсегда

Источник: Meduza
Михаил Терещенко / ТАСС

Компания The Walt Disney Company объявила, что приостанавливает показ фильмов своего производства в России из-за войны (первая отмененная премьера — мультфильм «Я краснею» о красной панде). Вслед за Disney от проката отказалась Warner Bros. — за день до премьеры отменен выход в российских кинотеатрах фильма «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном в главной роли. Sony также приостановила показ своих фильмов в России, включая предстоящий «Морбиус» с Джаредом Лето. Кинокритик Антон Долин дает неутешительный прогноз о будущем российского кинопроката.

Отказ крупных голливудских студий работать с Россией в нынешних обстоятельствах не только предсказуем — он предельно логичен. Хотя речь идет не только о репутационных потерях, как в случаях, допустим, отмен больших выставок, театральных постановок или музыкальных фестивалей. Кинопрокат — это огромные деньги, а Россия все последние годы была крупным рынком, чрезвычайно важным для Голливуда.

Например, последний всемирный рекордсмен — «Человек-паук: Нет пути домой» — заработал в России более 46 миллионов долларов. Для подобных голливудских блокбастеров Россия была в десятке самых перспективных рынков: в России этот фильм собрал меньше, чем в Мексике (75,6 миллиона долларов) или Австралии (57 миллионов долларов), но больше, чем в Индии (36,6 миллиона долларов) или Испании (30,8 миллиона долларов). В общей сложности «Человек-паук: Нет пути домой», по данным kinobusiness.com, в российских кинотеатрах посмотрели более 10 миллионов зрителей. И тем не менее сегодня этот рынок стал настолько отталкивающим, что студии торопятся расстаться с ним. 

Долгосрочные перспективы кинопроката и кинопроизводства в России всецело зависят от развития политической обстановки в стране и мире. 

Можно предположить, что за крупными студиями последуют мелкие, за американскими — европейские или азиатские. Скорость процесса будет зависеть от множества факторов, но сам этот процесс неостановим — российские кинотеатры скоро останутся один на один с российским же кинопродуктом. Любые контракты с другими странами, которые можно разорвать, будут разорваны, даже с существенными денежными потерями для правообладателей. Ситуация не изменится вплоть до окончания военных действий, но с высокой вероятностью она останется такой же вплоть до снятия санкций с России. А это может продлиться очень долго. 

Meduza has been blocked in Russia. We were ready for this and our work continues, no matter what, but we need your support like never before.

We need it now. Tomorrow could be too late. We are an independent publication, and we work only in the interests of our readers. Many of our readers in Russia can no longer contribute, so we turn to you, our audience around the world.

В этой катастрофической для отрасли ситуации трудно удержаться от прогноза: наконец станет очевидно, что весь кинобизнес в России держался исключительно на иностранном кино (которое когда-то и вернуло зрителей в кинотеатры, задолго до всех государственных программ по «поднятию отечественного кинематографа с колен») и что формула «just business» отнюдь не универсальна. Для руководства мировых кинокомпаний есть вещи поважнее.

Что будет с прокатом? Он попытается выжить, показывая публике отечественное кино, новое и старое. Но и на этом поприще нас ждут серьезные проблемы.

Во-первых, экономическая ситуация быстро выведет кинопроизводство из списка приоритетов — как для бизнеса, так и для государства. Огромное количество проектов заморозятся, а проекты, связанные с любыми копродукциями, будут отменены вовсе. Во-вторых, настроения зрителей (в России они ориентированы на Запад, даже если речь идет о сугубо потребительской позиции, а не осознанном политическом выборе) вряд ли будут способствовать массовым походам на отечественные блокбастеры «патриотической» направленности. Число иных российских картин скоро упадет почти до нуля. В-третьих, прокатывать любое кино и просто ходить в кинотеатры скоро станет слишком дорого. Вероятно, нас ждет массовое возвращение к пиратству и торрентам. Но и это при условии, что в стране еще будет интернет — и он будет по карману любителям кинематографа. 

На этом апокалиптическом фоне смешно оплакивать любые международные фестивали на территории России — они обречены — и сокрушаться о судьбах отечественных фильмов на фестивалях за пределами России. Пока политическая обстановка не изменится, трудно себе представить российский фильм в программе Канн или Венеции. Даже если его автор — завзятый оппозиционер. Тем более что в производстве практически любого российского кино так или иначе задействованы государственные структуры или крупные бизнесмены, которые сегодня во всем мире тоже ассоциируются с российским государством. 

Мы следим за ходом войны в режиме онлайн

Война Российское вторжение в Украину. Шестой день. Онлайн «Медузы»

Мы следим за ходом войны в режиме онлайн

Война Российское вторжение в Украину. Шестой день. Онлайн «Медузы»

Антон Долин

  • Share to or