Skip to main content
  • Share to or
истории

Мигранты живут и умирают за прилавком круглосуточного магазина «Продукты 24» — жуткая драма по мотивам истории «гольяновских рабов»

Источник: Meduza
Berlinale

На Берлинском кинофестивале показали первый полнометражный фильм молодого режиссера из Узбекистана Михаила Бородина «Продукты 24». Это страшная драма о рабских буднях мигрантов в круглосуточном магазине — такие есть по соседству у каждого. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает об ужасе на расстоянии вытянутой руки, который люди не хотят замечать.

Круглосуточный магазинчик: алкоголь, сигареты, консервы, хлеб, товары первой необходимости. Наверняка в вашем районе тоже есть такой, особенно если вы живете не в центре города. Вокруг привычные серые многоэтажки, в полутьме московской снежной хмари светится лишь он один: «Продукты 24».

Покупателям невдомек, что в лабиринте подсобок корчатся в молчаливом крике мужчины, женщины и дети. По сути, они — рабы, бесплатная рабочая сила. Самое время сказать: «Неправда, такое бывает только в кино». И тут же вспомнить о «гольяновских рабах», история которых десять лет назад поразила многих своей будничной и одновременно невообразимой жестокостью. Она и стала отправной точкой дебютного фильма Михаила Бородина «Продукты 24» . 

Его можно было бы назвать фильмом ужасов, но звучит как-то неуважительно к реальной трагедии — хоррор пока все же остается развлекательным жанром. Смотреть «Продукты 24» в самом деле страшно, но никакой разрядки, как «Крик» или «Пункт назначения», фильм не даст. Наоборот, после него останется гнетущая уверенность, что фабрики живого товара где-то рядом с нами продолжают работать бесперебойно. А мы пользуемся их услугами и ни о чем не подозреваем. Или хуже: подозреваем, но стараемся об этом не думать.

Тему ксенофобии Михаил Бородин раскрывает тонко: высвечивает не проблему как таковую, а ее теневые зоны, убранные на задворки и российским обществом, и российским кинематографом. Казалось бы, униженные белым большинством мигранты в огромном городе — материал, в котором найдется место и для трагедии, и для комедии, и для хоррора. Но за последние двадцать лет по теме высказались только Дмитрий Мамулия в «Другом небе» (2010) и Сергей Дворцевой в «Айке» (2018).  

Когда-то социальное и национальное происхождение любого режиссера было важным пунктом в разговоре о его фильмах. Потом объявили о «смерти автора», и личная история творца потеряла значение. Но в последнее время все снова изменилось.

Как говорить о проблемах, для которых искусство пока не выработало свой язык — с точки зрения социолога, антрополога, художника-моралиста? Михаил Бородин родился и вырос в Узбекистане и, в 2010 году переехав в Москву после окончания театральной школы в Ташкенте, сам столкнулся с проблемами мигрантов. Личное отношение к проблеме чувствовалось уже в его жутком коротком метре «Регистрация» (2019): полицейские ловят приезжую с лекарствами для оставленного дома ребенка и насилуют в участке. «Продукты 24» — тоже нечто большее, чем просто эксплуатация скандального материала. Но здесь нет прямолинейных сцен насилия — режиссер работает тоньше и оставляет пространство для недосказанности. 

Meduza has been blocked in Russia. We were ready for this and our work continues, no matter what, but we need your support like never before.

We need it now. Tomorrow could be too late. We are an independent publication, and we work only in the interests of our readers. Many of our readers in Russia can no longer contribute, so we turn to you, our audience around the world.

Главная героиня Мухаббат (замечательная Зухара Сансызбай, которая несколько раз за фильм трансформируется почти до неузнаваемости) работает в том самом круглосуточном магазине. Замуж ее выдали насильно, а новорожденного ребенка она кормит и растит фактически не выходя из-за прилавка. Хозяйка магазина — бандерша Жанна (Людмила Васильева). Она отбирает у мигрантов паспорта, держит их взаперти, правит своим бизнесом железной рукой и ссуживает новеньких девочек крышующим ее полицейским.

Жанна похожа на Бабу-ягу — но не на взбалмошную бабушку из советских киносказок, а могущественную людоедку из старого фольклора. Именно такой она является Мухаббат в кошмарах, молчаливой колдуньей — похитительницей детей.

METRAFILMS

Однажды Мухаббат решается на побег. Режиссер не без иронии даже посылает ей русскую спасительницу — эмпатичную молодую бизнес-даму Светлану (Люся Королькова), которая торгует «продуктами первой духовной необходимости». Вообще, слово «продукты» в фильме работает по-разному, но прежде всего обозначает человеческий товар.

Кажется, бизнес Жанны раскрыт, наказание неминуемо, а Мухаббат уже трясется в плацкарте по пути домой. Но это только середина фильма. Сюжет описывает петлю и превращается в ленту Мебиуса или восьмерку дурной бесконечности.

В «Продуктах 24» Михаил Бородин нашел точную форму, чтобы выразить невыразимое. Лица рабов и рабынь скрыты в вечной полутьме магазинчика, где сконцентрирована вся их жизнь, а временами и смерть. Оператор Екатерина Смолина виртуозно формирует клаустрофобическое пространство и упаковывает предметы и людей в прямоугольник кадра по принципу рациональной экономии, не различая одушевленное и неодушевленное.

Ядовитые оттенки заставляют забыть о естественных цветах и запирают зрителя в тесноте вместе с бесправными персонажами. Тут буквально задыхаешься. Но когда во второй половине фильма мы оказываемся в противоположном пространстве блеклых и бескрайних хлопковых полей Узбекистана, дышится ничуть не легче. В памяти всплывают похожие сцены жизни американских рабов из «12 лет рабства» или «Подземной железной дороги». 

Есть ли слабое звено в этой бесконечной цепи насилия? Может ли сильная духом молодая женщина что-то сломать в системе хотя бы для себя одной? Или звездное небо над головой, которое здесь превратилось в обои, такая же иллюзия, как моральный закон внутри нас? В сюрреалистическом финале «Продуктов 24» авторы уходят от ответа. Пожалуй, для человека искусства первый шаг на единственно верном пути — не молчать.

Антон Долин

  • Share to or